Открывая заседание РТК, Координатор РТК, вице-премьер Татьяна Голикова предупредила социальных партнеров об его экстренном характере в связи со складывающейся в стране мобилизационной ситуацией и большой повесткой дня заседания комиссии после вчерашнего заседания правительства. А также о том, что законы о социально-экономическом развитии Российской Федерации, федеральном бюджете, бюджетах фондов пенсионного и социального страхования, обязательного медицинского страхования, а также страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов после доработки будут немедленно внесены в Государственную думу, наряду с другими неотложными законодательными актами. Вице-премьер призвала координаторов сторон РТК отнестись к ситуации с пониманием и в соответствии с законом о Российской трехсторонней комиссии.
Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков, поддержав решения рабочих групп комиссии по основным плановым вопросам, тем не менее, заметил о неоднократном нарушении закона об РТК по «неотложному» рассмотрению целого ряда законопроектов социально-трудовой тематики в обход комиссии. Кроме этого, он обратил внимание на нарушение в отношении прав профсоюзов не только законов Российской Федерации и указов президента страны, но и самой Конституции, прежде всего со стороны Генеральной прокуратуры и «так называемых правоохранительных органов». На то, что «претензии к профсоюзам с их стороны нарастают».
Александр Шохин, координатор стороны работодателей, поддержал М.Шмакова в той части, что «по ключевым вопросам материалы в РТК не поступают, мы собираемся после заседания правительства, одобрившего главный бюджет и бюджеты важных социальных фондов. Тех проектов, которые нам надо было иметь заранее». Он также отметил необходимость вести работу в социально-трудовой сфере совместно, а не в обход РТК. По его мнению, учитывая замечание профсоюзов, надо «создавать дополнительные механизмы социального партнерства».
В ходе обсуждения вопросов, вынесенных на заседание комиссии, Михаил Шмаков от имени профсоюзной стороны внес предложения: Государство должно нарастить госинвестиции в реальный сектор экономики – по проекту «Об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;
Внести дополнение в раздел, касающийся государственных внебюджетных фондов, по основным характеристикам бюджетов внебюджетных социальных фондов с разделением по каждому виду обязательного социального страхования - по проекту «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;
Дополнить проект решения пунктом: «Отметить необходимость заблаговременного предоставления Правительственной стороной Комиссии проектов бюджетов внебюджетных социальных фондов для полноценного рассмотрения на заседаниях соответствующих рабочих групп» - по проекту «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
По проекту «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и приостановлении действия ее отдельных положений» профсоюзной стороной отмечено, что МРОТ в 2023 году составит 16 242 рубля.
По методике, действовавшей до 2021 года (на основе потребительской корзины), МРОТ в 2023 году составил бы 16 709 рублей.
В июле 2022 года МРОТ был увеличен на 10%, при этом рост ИПЦ (индекс потребительских цен) в 2022 году прогнозируется на уровне 12,4%, в 2023 – 5,5%. Таким образом, предлагаемый законопроектом рост МРОТ может не обеспечить сохранение его покупательной способности.
Законопроектом предлагается приостановить до 2025 года действие методики определения МРОТ, согласно которой МРОТ устанавливается в соотношении 42% от медианной заработной платы.
В 2023 и 2024 гг. предполагается устанавливать МРОТ исходя из роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН), увеличенного на 3 процентных пункта (п.п.). Таким образом, рост МРОТ в 2023 году к действующей величине МРОТ составит 6,3%, что на 3 п.п. выше роста величины ПМ ТН в 2023 году.
Профсоюзная сторона, поддерживая увеличение МРОТ, отметила, что в законопроекте отсутствуют объективные критерии его установления, и может быть не обеспечено повышение уровня его реального содержания, учитывая рост потребительских цен в 2022-2023 гг.
Михаил Шмаков призвал, не откладывая, заняться «разработкой нормальной методики определения минимального размера оплаты труда».
По проекту «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» профсоюзная сторона, поддерживая увеличение ПМ, отметила, что в законопроекте отсутствуют критерии его установления, а также то, что есть риски необеспечения повышения его покупательной способности с учетом роста потребительских цен в 2022-2023 гг.
По другим вопросам повестки стороны пришли к согласию с учетом выводов экспертов рабочих групп РТК.
В «разном» профсоюзами внесены предложения о включении города Краснокаменск в государственную программу «Развитие здравоохранения» и о сохранении социальных гарантий работников, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Высказанные на заседании предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны представителем стороны работодателей. По их реализации Татьяной Голиковой даны соответствующие поручения.
В заключение Координатор РТК призвала стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к консолидированной, взвешенной и эффективной совместной работе с учетом сложной современной обстановки.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения